ул. Гудкова, д. 16

(8-916) 295-6102

(8-916) 329-49-81

instagram

Наш каталог

О системе Монтессори

Описание системы

Создавая этот раздел, мы приложили усилия к тому, чтобы подробно рассказать Вам, что же такое методика Монтессори, почему именно её мы выбираем, и какие возможности развития ребенка открывает она перед Вами в одном из наших детских клубов.

Мария Монтессори - известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Основным отличием метода от традиционных учреждений дошкольного образования, является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

Монтессори - уникальный метод воспитания и развития детей. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Воспитанники детских центров, пропагандирующих эту методику, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

 Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!"

Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Для того, чтобы ваш выбор, уважаемые родители, был осознанным, хотелось бы остановиться на основных отличиях системы.

1. Главное отличие системы заключается в том, что мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими  для людей законами и его индивидуальными особенностями.

2. Ееще одной отличительной особенностью системы является высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин  для заболеваний.  Почему Монтессори-дети так редко болеют и с таким удовольствием посещают занятия? Ответ прост. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности Ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждет ребенок от взрослого к своим трем годам, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори – группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори – учитель, но и мама (или другой близкий родственник).

3.  Следующей ключевой особенностью системы Монтессори является– подготовленная среда. Если мы признаем  ведущую роль ребенка в собственном развитии и наличие у детей впитывающего сознания, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям  ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори - материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу:  он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка.  Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности. Среда имеет четкую логику построения и охватывает несколько зон.

 

1. ЗОНА   РАЗВИТИЯ  КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

Наверное, многие взрослые замечали, что здоровый маленький ребенок находится в непрерывном движении. То ему надо непрерывно залезать на диван и сразу же слезать обратно, то двигать по комнате тяжелое кресло или таскать подушки от дивана, открывать все дверцы шкафов, выдвигать ящики и т.д. без конца... Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами. Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.

Результатом  освоения  этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

2. ЗОНА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ  В УСТАНОВЛЕНИИ  ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ КИСТИ РУКИ И ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЙСТВИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Самые маленькие начинают с упражнений на наблюдение причинно-следственных связей. Казалось бы, что может быть проще: опустить мячик в коробочку и ждать, когда он выкатится. Или, например, следить, как шарик по модулю плавно скатывается вниз. Однако, работая с этими материалами, малыши решают сложные задачи: прогнозируют результат своих действий, учатся удерживать объект в поле зрения, координируют работу руки и глаза, осваивают алгоритмы деятельности.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, происходит объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки .Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда  ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого.

3 ЗОНА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И УПРАЖНЕНИЙ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

 

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез. Этот интерес должен иметь выход в виде  занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. У   детей 1,5 –3 лет она строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д.

 

Мы выделяем сыпучие материалы в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными материалами и т.д.

Эта зона в среде вызывает особое беспокойство со стороны взрослых и особое притяжение со стороны детей. При работе в этой зоне взрослый должен находиться рядом с ребенком, справа на  его уровне и очень точно и спокойно показывать способ работы.

 

4. Зона практической жизни

Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, шнурки, банты) ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); стирать, подметать пол, мыть посуду и даже чистить обувь. М.Монтессори видела свободу ребенка прежде всего в его самостоятельности, в развитии навыков самообслуживания, в том, чтобы большинство бытовых ситуаций ребенок мог решить сам, не прибегая к помощи взрослых. В предоставлении детям большей самостоятельности М.Монтессори видела мощный стимул к развитию интеллектуальных способностей ребенка, воспитанию самоуважения и высокой самооценки. Кроме того, выполняя упражнения практической повседневной деятельности, дети совершенствуют свои движения, учатся контролировать свое тело.

 5. ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: форме, размерах, цвете, весе, положении в пространстве, запахе, звучании, температуре.

Новорожденный ребенок обладает всеми органами чувств, что и взрослый человек. Задача взрослых – развить и утончить их. Дети, обладающие сенсорной культурой, способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений, и мир постепенно предстает перед ними во всем своем богатстве и многообразии. В нашей развивающей среде есть материалы для развития всех органов чувств: для развития зрения (глазомера, различения цветов и их оттенков, различения форм), осязания, слуха, чувства тяжести, обоняния, стереогностического чувства.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии  с внешним миром.

- Развивает наблюдательность

-          Готовит к реальной жизни

-          Позитивно влияет на эстетическое чувство

-          Является основой для развития воображения

-          Развивает внимание

-          Дает ребенку возможность овладеть новыми способами  предметно – познавательной деятельности

-          обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

-          обеспечивает освоение навыков учебной деятельности

-          влияет на расширение словарного запаса ребенка

-          влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

 

6. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С ВОДОЙ

 

Упражнения с  водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым. Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Материал расположен на однотонных подносах для контроля ошибок. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.

 

7. ЗОНА ПРОДУКТИВНОЙ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори). 

Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности

8. ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. При рождении он только отличает человеческую речь от других звуков. В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает каждое слово. К 3 годам ребенок может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию, когда он не может выразить собственную мысль из-за нехватки слов. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна обеспечивать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Работая с материалами зоны развития речи, малыши изучают явления окружающего мира, названия животных, овощей, фруктов, ягод, деревьев, насекомых, знакомятся с моделями развития растений, животных, человека. Расширение словарного запаса происходит по книгам, тематически подобранным муляжам и фигуркам

 

Итак, в качестве средств образования и источников развития для ребенка по системе Монтессори выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка. Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-группе  является свободная работа. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.